Согласно данным платформы Alternative Fuels Insight (AFI) DNV, опубликованным на сайте классификационного общества, в 2025 году заказы на новые суда, которые смогут работать на альтернативных видах топлива, продолжают расти. Это происходит несмотря на замедление в целом на рынке строящихся судов.
В январе-июне 2025 года было заказано 151 судно, способное работать на альтернативном топливе. За аналогичный период 2024 года таких судов было 179 единиц. Несмотря на сокращение количества заказанных судов, увеличился их общий валовой тоннаж: 19,8 млн тонн, что на 78% больше в годовом исчислении.
Наибольшее количество заказов наблюдается в сегменте контейнеровозов, однако заметно увеличилось количество заказов в сегментах балкеров, танкеров и грузопассажирских судов (RoPax). По мнению экспертов DNV, такое перераспределение ресурсов судовладельцами больше не является второстепенной стратегией, а основным инвестиционным решением.
Гендиректор DNV Maritime Кнут Эрбек-Нильссен считает, что наблюдается более масштабный сдвиг, охватывающий всю судоходную отрасль. «Энергетический переход больше не осуществляется исключительно первопроходцами, теперь он формируется второй волной судовладельцев, которые интегрируют альтернативные виды топлива и технологии в свои основные стратегии. Мы ожидаем, что выбор топлива и инвестиции в энергоэффективность ускорятся по мере того, как нормативная база станет более четкой в течение следующих 4–10 месяцев».
Очевидно, что основной выбор делается в пользу сжиженного природного газа. Из новых заказанных судов в 2025 году на газомоторном топливе будут работать 87 новых судов общим валовым тоннажем 14,2 млн тонн. СПГ преобладает в сегменте контейнеровозов — 81 судно общим тоннажем 13,6 млн GT.
Уверенную динамику демонстрирует и метанол: количество заказанных судов, которые будут работать на этом топливе, составило 40 единиц (4,6 млн GT). Это контейнеровозы, грузопассажирские суда, танкеры, суда, обслуживающие морские платформы, и морские автомобилевозы (PCTC).
Согласно данным платформы AFI, аммиак и водород остаются нишевыми видами альтернативного топлива. В первом полугодии было зарегистрировано всего три заказа на строительство судов на аммиачном топливе. Это в основном сегмент танкеров и судов для перевозки генеральных грузов, валовым тоннажем всего 37 тыс. тонн. За рассматриваемый период было заказано четыре судна с возможностью работы на водороде (114 тыс. GT).
Фото: DNV